воскресенье, 25 июля 2010 г.

Как защитить свою идею для бизнеса?

Как только в Вашей голове зародилась идея, возникает мысль о ее уникальности. Не додумался ли кто-то до нее раньше Вас? И как доказать, что именно Вы являетесь автором? После положительной оценки идеи ее ценность возрастает,  а желание передавать ее кому-то — снижается до нуля. Наиболее разумно подумать над защитой своей идеи именно сейчас.



Как защитить хорошую идею для бизнеса?

Первый вариант. Авторское право.

Все тонкости понятия авторского права и его защиты изложены в главе 70 Гражданского Кодекса РФ. Если вкратце, то любой интеллектуальный труд может быть защищен законодательно. Если Ваша идея относится к произведениям науки, литературы и искусства, то Вы обладаете исключительными правами на нее. На первый взгляд, к бизнесу это не применимо, но это не так. Все зависит от сферы, в которую Вы планируете внедрять свою идею. Первый способ подойдет, например, для медиа-сферы или создателей контента. С учетом того, что в законе нет четкого определения понятия идея, применение его весьма расплывчато, что в отдельных случаях может быть полезным. Авторское право не требует регистрации и действует и после смерти автора.

Второй вариант. Публикация.

Заявить о существовании идеи можно при помощи ее обнародования. Публикация должна быть сопровождена какими-либо авторскими элементами либо реквизитами, что исключит копирование и создаст некоторую доказательную базу Вашего авторства. Чем чаще и объемнее публикуется идея, тем больше шансов подтвердить свои права на нее.

Третий вариант. Патентование.

Патент — аналог авторского права, придуманный для регистрации технических инноваций. Если Ваша идея базируется на новейших разработках инженеров, программистов, разработчиков или принципиально новой технологии, то патент станет ее «паспортом».  Что дает Вам патент? Это запрет на использование Вашей идеи без Вашего разрешения, то есть без лицензии и исключительные права на всю информацию о ней. По сути, это — то, что нужно.

Запатентовать можно всё, что угодно. Правда, есть ряд сложностей, с которыми придется столкнуться. Во-первых, срок получения патента составляет полтора-два года. Если Вы обратитесь за помощью к специальным организациям — патентным бюро, то срок будет несколько меньше, но это лишние затраты. Самостоятельное получение патента экономнее, но требует времени. Во-вторых, патент имеет срок действия — двадцать лет. Конечно, за это время Вы успеете произвести несколько попыток ее реализации, но, если Вы захотите поддерживать свое уникальное право постоянно, то придется продлевать действие патента.  В-третьих, патентные бюро разных стран отличаются, а посему патент, полученный в России, не будет действовать на территории других государств. Вы должны учесть это, если планируете расширять свой бизнес за границу.

Конечно, патентование — самый эффективный способ защиты идеи, но для начинающего бизнесмена это слишком проблематичный и сложный вариант.

Последний вариант. Молчание.

Самый простой способ защитить свою идею — не распространяться о ней. Если Вы вынуждены вовлекать партнеров, то заключите с ними соглашение о неразглашении идеи, в устной или письменной форме, на свое усмотрение.  Это даст Вам некоторые гарантии безопасности.

Как бы это ни банально звучало, лучше действовать, чем разговаривать. Оценили идею — приступайте к воплощению незамедлительно. Бизнес не терпит простоев. Пусть лучше о Вашей идее узнают после ее успешной реализации, тогда и обсудите. Поверьте, Ваш успех не останется незамеченным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий